Феофан
Затворник.
Мысли на
каждый день
года.
(Мф. 24, 3-35).
Господь
идет на
вольную
страсть.
Надобно и
нам
сшествовать
Ему. Это
долг
всякого, кто
исповедует,
что силою
страстей
Христовых
стал он тем,
чем теперь
есть, и кто
надеется
еще
получить
нечто столь
великое и
славное, что
и на ум то
никому
придти не
может. Как
же
сшествовать?
Размышлением,
сочувствием.
Иди мыслью
вслед
страждущего
Господа, и
размышлением
своим
извлекай из
всего такие
представления,
которые
могли бы
поражать
сердце и
вводить его
в чувство
страданий,
перенесенных
Господом.
Чтобы
последнее
совершилось
успешнее,
надо себя
самого
сделать
страдающим
через
чувствительное
умаление
пищи и сна, и
увеличение
труда
стояний и
коленопреклонений.
Исполни все,
что делает
св. Церковь,
и будешь
добрым
сшественником
Господу на
страдания.
Феофан
Затворник.
Мысли на
каждый день
года.
(Мф. 24, 36-26, 2). Ныне
народ,
священники
и власти
иудейские в
последний
раз слышат
слово
Господа в
храме. И оно
было
всеобъятно;
оно
обнимало
все
прошедшее,
настоящее и
будущее.
Вопросом об
Иоанне
Господь
дает
уразуметь,
что Он
истинный
Мессия;
притчею о
двух сынах
внушает, что
иудеи будут
отвергнуты
и на место
их призваны
язычники;
притчею о
виноградарях
сказывает
им, что
отверженных
ожидает
погибель;
притчею о
браке сына
царева учит,
что и из
пришедших к
Нему не все
будут
достойны, и
окажутся
такие,
которых
праведно
будет
извергнуть
вон во тьму
кромешнюю;
ответами на
вопросы о
дани кесарю
и о первой
заповеди,
равно как
обличительною
речью
определяет
характеристические
черты
спасительной
жизни;
наконец,
особо
ученикам
предсказывает
горе
Иерусалиму
и открывает
тайну
второго
Своего
пришествия.
Достаточно
было только
выслушать
все это со
вниманием,
чтоб
увериться,
что Он есть
истинный
Спас миру -
Христос, и
покориться
Его
заповедям и
учению. И до
сих пор
прочитывание
глав
Евангелия о
всем бывшем
в этот день
есть самое
действенное
средство к
тому, чтобы
оживлять
веру в
Господа, и,
восставляя
в
христианине
сознание,
чем он
должен быть
и чего ждать,
возгревать
ревность и
являть себя
исповедующим
Господа не
языком
только, но и
делом.
Феофан
Затворник.
Мысли на
каждый день
года.
(Мф. 26, 6-16). Умолк
Господь в
среду и
четверг до
вечера,
чтобы в
вечер этот
излиться
речью с
учениками и
к ученикам, -
речью
подобного
которой
ничего нет
во всех
писаниях не
только
человеческих,
но и
Божеских.
Ныне, по
указанию
Церкви,
слышим
только из
уст Господа,
чтоб не
мешали
мазать Его
миром,
потому что
это служило
Ему
приготовлением
к смерти. У
Него перед
очами уже
только
смерть, -
заключительное
таинство
Его
пришествия
на землю во
спасение
наше.
Углубимся и
мы в
созерцание
этой
таинственной
смерти,
чтобы
извлечь
оттуда
благонадежие
спасения
для душ
наших,
обремененных
многими
грехами, и
не знающих,
как обрести
себе покой
от томлений
пробудившейся
совести и
сознания
праведности
суда Божия
над нами,
грозного и
неумытного .
Феофан
Затворник.
Мысли на
каждый день
года.
Благовещение
и
установление
таинства
Тела и Крови.
Какое
сочетание!
Мы
причащаемся
истинного
Тела и
истинной
Крови
Христовых, -
тех самых,
которые в
воплощении
приняты от
пренепорочных
кровей
Пречистой
Девы
Богородицы.
Таким
образом, в
воплощении,
совершившемся
в час
благовещения,
положено
основание
таинству
Тела и Крови.
И ныне это
приводится
на память
всем
христианам,
чтобы, помня
то, чтили
Пресвятую
Богородицу
истинной
Матерью
своей, не
как
молитвенницу
только и
ходатаицу,
но и как
питательницу
всех. Дети
питаются
молоком
матери, а мы
питаемся
Телом и
Кровью,
которые от
Пресвятой
Девы
Богородицы.
Питаясь так,
мы пьем
существенно
млеко из
грудей Ее.
Феофан
Затворник.
Мысли на
каждый день
года.
Распятие
Христа
Господа и
собор
архангела
Гавриила!
Новое
утешительное
сочетание!
Гавриил
предвозвещает
рождение
Предтечи;
Гавриил
благовествует
Деве; он же,
вероятно,
возвещал
радость о
рождении
Спасителя;
не кто
другой и
женам
возвестил о
Воскресении
Христа
Господа.
Таким
образом,
Гавриил -
всякой
радости
провозвестник
и
приноситель.
Распятие же
Христово -
радость и
отрада всех
грешников.
Грешнику,
пришедшему
в чувство
своей
греховности
и
всеправедной
правды
Божией,
некуда
укрыться,
кроме как
под сень
креста.
Здесь
принимает
он
удостоверение,
что ему нет
прощения,
пока он один
стоит перед
Богом со
своими
грехами и
даже со
слезами о
них. Одно
для него
спасение - в
крестной
смерти
Господа. На
кресте
рукописание
всех грехов
разодрано. И
всякий, кто
принимает
это с полною
верою,
делается
причастным
этого
таинства
помилования.
С
созреванием
этой веры
созревает и
уверенность
в
помиловании
и вместе
отрада от
чувства
вступления
в состояние
помилования
на все века.
Крест -
источник
радости,
потому что
грешник
верою пьет
из него
отраду
помилования.
В этом
отношении
он есть
своего рода
архангел,
благовествующий
радость.
Феофан
Затворник.
Мысли на
каждый день
года.
(Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20).
Господь спит
во гробе
телом, душею
же сошел Он в
ад и
находящимся
там духам
проповедал
спасение.
Все святые
ветхозаветные
были не в раю,
хоть и
пребывали в
утешительной
вере, что
введены
будут туда,
как только
придет на
землю
Обетованный,
верою в
Которого
жили они. Его
пришествие и
там
предвозвестил
Предтеча.
Когда же
снисшел
Господь, - все
веровавшие
прилепились
к Нему и Им
возведены в
рай. Но и этот
рай только
преддверие
настоящего
рая,
имеющего
открыться
после
всеобщего
воскресения
и суда. В нем и
все
новозаветные
святые хотя
блаженствуют,
но ожидают
еще большого
совершеннейшего
блаженства в
будущем веке,
при новом
небе и новой
земле, когда
будет Бог
всяческая во
всех.
Светлое
Христово
Воскресение.
Пасха.
Поста нет
![](../15.gif)
НАЗАД