На главную

Воспоминания

Фотоальбом

LDN терапия

Рассеянный склероз
(конспект врача)

Что происходит при РС

Дневник

Новости медицины

Форум

Апитерапия

Лекарства

Врачи о лечении

Аюрведа и РС

SEX (помощь мужчинам)

Полезные советы

Советы "Бывалого"

Книга Е. Майды

Вопросы и ответы о РС

Реабилитация

Вопросы законодательства

Поиск души

Древняя индийская медицина и современный рассеянный склероз
В.И. Головкин,
Северо-Западная ассоциация рассеянного склероза, Санкт-Петербург
Дошедшие до нас древнейшие аюрведические трактаты ("Чарака-самхита" - около I в. н. э., "Аштанга-хридая" - около I в. н. э., "Сушрута-самхита" - около IV в. н. э.) свидетельствуют о том, что "краеугольным камнем" теории древнеиндийской медицины является концепция манаса, или разума, тесно связанная с общей концепцией Вселенной, берущей начало из некой первоосновы- авьякта (санскр. "неявный").
Авьякта дает начало двум ипостасям реального мира: пракрити (природа) и ее духовному аналогу пуруше (душа), что с самого начала предполагает дуалистическое наполнение всех философско-психологических идей аюрведы. Пракрити - это совокупность уравновешивающих друг друга трех элементов: саттва (сущность), раджас (энергия) и тамас (инертность). 
Эти тригуна (три элемента, три качества) несотворимы и бесконечны. Нарушение равновесия тригуна ведет к космической эволюции, проявляющейся в форме выделения буддхи (интеллект), ахамкары (эгоизм), манаса (разум), джива (жизнь) - явного аналога пуруши - и панча-махабхут (пять вечных первоэлементов).
Буддхи, ахамкара и манас представляют собой психический аппарат живого существа и являются, по мысли Чараки, внутренними органами. Манас в стройной вертикальной системе эволюции Вселенной от авьякты находится на той же ступени, что и органы чувств (индрийа), составляя с ними единство шадиндрийа (шесть чувств) и в этом качестве служа инструментом для приобретения опыта, но в то же время и отличаясь от них своей многофункциональностью и способностью обобщать информацию, полученную пятью остальными органами чувств. Это отличие, т. е. функция внутренней перцепции и способность контролировать все остальные органы чувств, позволило Чараке дать манасу название "атиндрийа" ("надчувство"). Дальнейшее отличие манаса от других органов чувств заключается в его нематериальности и способности восприятия не отдельных, а всех чувственных объектов. Разнообразие чувственных объектов ведет к разнообразию манаса, а поэтому один и тот же человек может в отдельные моменты проявлять свои, совершенно отличные или даже противоположные, качества: доброту и злость, мудрость и невежество и т. д. Это разнообразие манаса является следствием нарушения равновесия тригуна и преобладанием в них под воздействием внешних обстоятельств какой-либо одной гуны. Ниже мы остановимся на аюрведической концепции психических типов, основывающейся на идее постоянного преобладания одной или двух гун.
Качества
Гуны делят разум на пять уровней, или разновидностей, располагающихся в порядке "самоочищения" и "постижения" следующим образом:
кшипта (пагубные) - разум в наибольшей степени подвержен чувственным объектам; 
мудха (тщетный) - стремление к пороку, невежеству и т.д.; 
викшипта (рассеянный) - стремление к благородным поступкам и знаниям; 
экагра (целеустремленность, внимание, погруженность) - манас сосредоточивается, происходит очищение от зла; 
нирудцха (сдержанный, подавленный) - прекращение всех умственных функций, состояние покоя и умиротворенности. 
В процессе эволюции манасу предшествует буддхи (интеллект, рассудок). Разнообразие буддхи зависит от чипа (мышление), являющегося одним из аспектов манаса и позволяющего буддхи различать карью (деяние) от акарьи (недеяние), шуббху (доброе, правильное) от ашубхи (злое, неправильное). Поэтому аюрведа отождествляет буддхи и манас, смешивая их функции. Манас приобретает способность буддхи принимать решения и накапливать опыт. Основной же функцией манаса являются, согласно аюрведе, иччха(желание), двеша (ненависть), сукха(удовольствие), дукха (боль, печаль), праятна(усилие) и т. д.
Аюрведические концепции манаса входят в раздел о психических типах личности (манас пракрити). Преобладание той или иной гуны, а также различные их сочетания обеспечивают психическое разнообразие людей. Основными же типами считаются типы, соответствующие названиям гун: саттвика, раджасика, тамасика. Каждый из трех типов подразделяются на несколько групп. Остановимся подробнее на характеристике отдельных манас пракрити.
Саттва (сущность) олицетворяет все чистое и лучшее, а потому тип саттвика считаются высшим. Он включает следующие группы:
брахмакая (имеющий черты Брахмы) - отличается чистотой мыслей и поведения, знаток Вед, почтителен, набожен, гостеприимен; 
махендракая (имеющий черты Индры) - отличается смелостью, доблестью, знанием шастр, добрым отношением к низшим; 
варунакая(имеющий черты Варуны) - отличается смелостью, доблестью, терпеливостью, нетерпимость к неправедному; 
кауверакая (имеющий черты Куберы) - отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам; 
гандхарвакая (имеющий черты гандхарвов) - отличается любовью к пению, танцам, красивой одежде и украшениям; 
ямьясаттва (имеющий черты Ямы) - отличается незлобивостью, отсутствием ревности и склонности к заблуждениям; 
ришисаттва (имеющий черты риши) - отличается приверженностью к священным обрядам, учению. Имеет хорошую память. 
Раджа (действие) включает шесть групп:
асурасаттва (имеющий черты асуров) - стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен; 
сарпасаттва (имеющий черты сарпы или змеи) - раздражителен, ленив, смел только в гневе; 
шакунасаттва (имеющий черты птицы) - склонен к половым излишествам, обжорлив, нетерпелив и непостоянен; 
ракшасасаттва (имеющий черты ракшаса) - непонятлив, ревнив, суетен, невежествен, склонен к безбожию; 
пишачасаттва (имеющий черты злого духа) - темпераментен, склонен к половым излишествам, отличается бесстыдством и трусостью; 
претасаттва (имеющий черты призрака) -ленив, жаден, ведет жизнь жалкую и несчастную. 
Тама (тьма) включает три группы:
пашусаттва (имеющий черты домашнего животного) - склонен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного; 
матсьясатгва (имеющий черты рыбы) - люди этого типа беспрестанно ссорятся между собой; они непостоянны как рыбы, глупы и любят воду; 
ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) - любит пребывать в одном и том же месте; не имеет склонности к религии и добрым деяниям, склонен к чрезмерному обжорству и питью. 
Будучи органическим элементом древнеиндийской культуры, аюрведа уделяет внимание таким религиозно-философским аспектам этой культуры, как идеи о карме (деяние), определяющей тело (божественное, человеческое, животное и т.д.) "следующей жизни"; о сансаре (мир перерождений) - постоянном переходе из одного тела в другое, а также о мукти, или мокше (спасение), - освобождении от "перерождений".
Аюрведические трактаты указывают, что человек обязан стремиться к четырем целям: дхарме - исполнению религиозного закона; артхе - достижению благосостояния; каме- удовлетворению мирских желаний; мокше - достижению религиозного "спасения".
Взгляды на способы достижения "спасения" весьма разнообразны. Аюрведа, не выдвинув своего собственного способа, а восприняв его, по-видимому, из философских школ шаддаршана, тем не менее, представляет свою модификацию предпосылок, необходимых для достижения "спасения". Для человека в ходе жизни таким непременным условием является физическое, психическое и нравственное здоровье, которое обеспечивается удержанием в организме динамического равновесия всех начал.
В зависимости от типа физической конституции, психической деятельности и т. д. поддержание здоровья включает соответствующие правила поведения. Если здоровье в его различном толковании, согласно аюрведе, является свидетельством-отражением того, что человек заслужил достойную карму в прошлом "перерождении", ведет правильный (праведный) образ жизни в настоящем и обеспечивает себе достойное "перерождение" в будущем, то нездоровье, болезни адекватны несчастью, физическому, психическому и духовному страданию вследствие неправильного поведения в этом и прошлых "перерождениях". Непосредственной причиной несчастья, гласит "Чарака-самхита" в соответствии с идеей санкхьи, является отождествление элемента сознания (пуруша) с пракрити (здесь: явлением в "проявленном" мире). В этом случае для ликвидации причины несчастья (болезни), освобождения пуруши от данного заблуждения, аюрведа предлагает свои специфические, отличные от принятых самими последователями санкхьи и других школ, методы, которые, согласно аюрведической концепции, способствуют достижению глобальной задачи аюрведы - обеспечению полного контроля над манасом, поскольку без этого невозможно постижение конечной истины и спасение.
Ассоциация по борьбе с Рассеянным склерозом (PC) верит, что все случаи PC принципиально излечимы.
Большинство людей из неоднородной группы заболевших рассеянным склерозом, довольно условно могут быть отнесены к истинному PC, поэтому обычно они не особенно ослаблены болезнью и проживают относительно нормально. Некоторые жалобы могут быть результатом пассивности, неразумного приема лекарств, вредных привычек, несоблюдения здорового образа жизни, внешних воздействий и внутренних пертурбаций, но не проявлениями самой болезни.
В целом PC - это неустойчивый и непредсказуемый случай, который требует внимательного отношения к себе со стороны его обладателя.
Аюрведа предлагает десять ступеней от PC к здоровью.
Пирамида болезни:
Наша наследственность предрасполагает нас к определенным заболеваниям и наоборот защищает нас от многих недугов; 
Внешние факторы, особенно смешанная бактериально-вирусная инфекция, могут вызвать PC у человека с плохой иммунной системой; 
Неумение противостоять стрессу может вызвать сосудистые спазмы и спровоцировать начало PC или его ухудшение; 
Невнимательное (неграмотное) отношение к своим железам внутренней секреции, особенно в переходные периоды жизни может создать условия для нейроэндокринной дистонии и различных заболеваний; 
Образ жизни вашего тела, вашей души и вашего духа неприспособленный к климату, в котором вы живете, к мыслям, которые Вы думаете, к пище и воде, которые Вы потребляете, может ослабить или усилить проявления PC. 
Аюрведа - это наука жизни, и в частности система лечения и оздоровления, повышения своих энергетических возможностей в связи личности со всем мирозданием. Через аюрведу любой человек может достичь гармонии, равновесия внутри себя и себя в пространстве и во времени. Здоровым - это путь к просветлению и продвижению, больным - это путь к сохранению и улучшению здоровья. Аюрведа - это предупреждение заболеваний (несвободы жизни) с приближением к идеальному здоровью сознания ( невозмутимости ) при сохранении естественной для человека среды обитания.
1. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ:
возложите на себя обязательства победить PC
2. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. ОТДЫХ И МЕДИТАЦИЯ
Отдых при PC особенно необходим.
Ложитесь спать рано каждый вечер, часов в 9 или 10 - один час сна до полуночи равен двум часам сна после полуночи. Вставайте естественно, без будильника. Днем ходите, двигайтесь, если устали - делайте перерывы, не бойтесь вздремнуть в течение дня, тогда когда Вам этого хочется, особенно с раннего до позднего полудня.
Медитация часто является единственным способом излечения от PC. Начните использовать медитацию как средство для восстановления энергии, расслабления и борьбы со стрессами. Медитация - это простая, легкая технология, занимающая 15-20 мин 2 раза в день. Она дает Вам тот уровень отдыха, который вдвое превышает самый глубокий ночной сон. Это основной вид отдыха для освежения сознания и восстановления физических сил. Медитировать несложно. Дети с 10 лет способны обучаться медитации. Медитация - это не религия,- это духовная практика. Медитация, если вы в нее верите и понимаете - это способ питания Ваших запасов энергии и интеллекта, которые стоят у истоков Вашей жизни.
Для больных PC медитация
Помогает бороться со стрессом 
Восстанавливает жизненную энергию 
Восстанавливает гибкость и подвижность ума и тела. 
Медитации нельзя научиться по книгам, но только от учителя!
3. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. СБАЛАНСИРОВАННОЕ ДЫХАНИЕ (ПРАНАЙЯМА)
Ритмичное дыхание поддерживает нервную систему.
Сидя спокойно с закрытыми глазами, дышите ровно несколько минут до ощущения расслабления, приятной легкости в голове и тепла внутри тела. 
Если Вы начали испытывать головокружение, остановитесь, откройте глаза, измените позу и подождите пока снова не почувствуете себя нормально. 
Занимайтесь пранайямой в тихой комнате без радио, музыки и телевизора. 
Если при закрытых глазах Вы почувствуете беспокойство, прервите занятие на некоторое время, но не бросайте его. 
Никогда не задерживайте дыхание и не считайте секунды вдоха и выдоха. 
Техника пранайямы:
Сядьте удобно на стул с прямой спинкой. Закройте глаза. Дайте отдых мыслям. Остановите их движение. Поставьте правую руку так, чтобы большой палец был у правой ноздри, а два средних - у левой.
Вдох двумя ноздрями - Выдох через левую 
Вдох через левую - Выдох через правую 
Вдох через правую - Выдох через левую 
И т.д. 7-10 циклов. 
Чередуйте руки через 5 мин. 
Опустите руки и откиньтесь удобно с закрытыми глазами на 1-2 мин. 
Если Вы в какое-то время захотели подышать ртом, то подышите, а затем вернитесь к упражнению дыхания носом. 
Не нужно глубоко дышать. Дышите естественно, но чуть медленнее и глубже, чем обычно. 
4. ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ. ВОДНАЯ ТЕРАПИЯ (УШАПААНАЧИКИТСА)
Правильное употребление жидкости при PC очищает организм. Техника уша-паана-чикицы:
Рано утром сразу после пробуждения выпейте 4 стакана воды. Через месяц начинайте выпивать только по два стакана. Завтракать можно только через час после этого. В течение дня выпивайте еще 6 стаканов чистой воды: за полчаса до и через полчаса после каждого приема пищи по стакану. Сначала это будет трудно и придется чаще бегать в туалет, но постепенно все нормализуется. В стакане воды больше целительной силы, чем в любых таблетках. После того как Вы несколько дней выпиваете по 6-8-10 стаканов воды, начинайте добавлять немного соли: на каждые 10 стаканов - 6 г соли (пол чайной ложки). Боль, слабость и мышечные судороги, особенно по ночам '- признак нехватки солей в организме. В этих случаях принимайте минералы и витамины, содержащиеся в чаванпраше - пище древнего философа Чавана.
5. ПЯТАЯ СТУПЕНЬ. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Начните с легкой ходьбы, езды на велосипеде (в том числе трехколесном велосипеде для взрослых), плавания в прохладной воде. Движение -50% победы над PC. Никогда не напрягайтесь. Не доводите себя до пота. Будьте удобно активны мысленно и физически, не перетруждайтесь.
6. ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ. ПИТАНИЕ
Питание при PC должно быть сбалансировано. Употребляйте только свежую пищу. Избегайте жирной пищи, особенно красного животного мяса. Пользуйтесь продуктами всех групп. Ежедневно употребляйте 2-3 столовых ложки гранулированного рассыпчатого приятно пахнущего лецитина.
Увеличьте растительные масла в своем рационе: вечернее первоцветное масло подсолнечника, льняное масло. Не используйте рафинированные масла. Ешьте жирную речную рыбу, содержащую необходимые полиненасыщенные жирные кислоты (омега-3 и омега-6), идущие на построение липопротеидов миелиновых мембран.
Употребляйте только кипяченое молоко (оно легче усваивается), но не сыр и не яйца.
Не ешьте рафинированный сахар ( связывает витамины группы В, необходимые для правильного функционирования нервных проводников), но только мед или необработанный сахар. Используйте белковые экстра-коктейли, содержащие аминокислоты таурин, глицин, фолиевую кислоту, цинк и селен. Пейте много чистой воды. Не объедайтесь.
Придерживайтесь в еде хороших манер. Ешьте не спеша, всегда в одно и то же время. Ешьте сидя, в привычной обстановке. Перенесите основной прием пищи на время второго завтрака. Не готовьте с медом (теплый мед - становится токсичным). Как Вы едите — также важно, как и то, что Вы едите.
7. СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ
При PC надо обязательно и ежедневно употреблять пищевые добавки и отвары трав, содержащие биологически активные вещества, способствующие анаболизму (образованию) и препятствующие катаболизму(распаду) миелина.
Витамины группы В с фолиевой кислотой и биотипом 
Мицеллированные минеральные растворы 
Антиоксиданты, в т.ч. эстерифицированный витамин С (галлиевая соль аскорбиновой кислоты), бета-каротин и др. 
Соевый лецитин, обогащенный фосфатидил-серином 
ПНЖК омега-3 и омега-6 
Коллоидный (органически связанный) селен 
Расторопшу, дымянку, лабазник, ашвагандху, ним 
8. ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ. ЗВУКОТЕРАПИЯ (МУЗЫКОТЕРАПИЯ, СМЕХОТЕРАПИЯ)
Звук «ха-ха» (смех) оказывает исцеляющий эффект на тело и душу Звук «ом-м-м» оказывает гармонизирующий эффект на мозг. Вокал а капелла (молитва в храме) улучшает дыхание и кровообращение. Чаще слушайте и ощущайте естественные вибрации.
Пенье птиц 
Стук дятла на высоком дереве 
Треск сучьев на костре 
Кукованье далекой кукушки 
Шум ветра 
Плеск воды 
Крик улетающих журавлей 
Движение лошади при занятиях иппотерапией без седла 
9. ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ. МАССАЖ
Легкий массаж тела — прекрасный способ начать день. Кода состоит из тысяч клеток, связанных со всеми частями тела, в первую очередь с органами нервной и эндокринной систем  С помощью массажа мы достигаем нейроэндокринного равновесия.
Сухой массаж (гаршана)
Утром за несколько минут до душа и одевания начните энергичное растирание головы круговыми движениями, а затем продолжите растирание рук и ног продольными движениями, грудь массируйте горизонтально по бокам, не растирая область сердца и грудины, живот круговыми движениями по часовой стрелке, суставы - круговыми движениями, особенно тщательно массируйте стопы (лучше с кремом для ног) и кисти ( с кремом для рук). По окончании посидите спокойно несколько секунд.
Масляный массаж (абуанга)
На полный массаж тела уйдет всего четверть чайной чашки теплого (температуры тела) ароматического масла. Вылейте на ладонь столовую ложку масла и начните втирать его в свою макушку как будто это шампунь. Тело также массируйте ладонями и только пальцы ног - пальцами рук. После окончания посидите пол минуты спокойно для впитывания масла, затем примите теплый (не горячий) душ, сидя в ванной на стульчике.
10. ДЕСЯТАЯ СТУПЕНЬ. СБАЛАНСИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ
Согласно аюрведе, болезнь тела - это дисбаланс физиологических процессов в организме. 
Живите, внимательно относясь к своим мыслям, телу и душе 
Не фиксируйтесь на плохом, надейтесь на лучшее 
Полноценно отдыхайте, учитесь медитировать 
Занимайтесь тем, что приносит Вам радость 
Избегайте стрессов 
Одевайтесь по погоде, а не по сезону 
Слушайте ритмы суток, года и жизни 
Питайтесь свежей и чистой пищей 
Реализуйте себя в обществе 
НИКОГДА НЕ СДАВАЙТЕСЬ! МЫ ПОБЕДИМ, ЕСЛИ БУДЕМ ОДНОЙ КОМАНДОЙ!    

                                                      НАЗАД

Hosted by uCoz